Валики малярные: виды и размеры, советы строителей по выбору

Вы ищете кисти для рисования маслом и не знаете, какие нужно покупать? Действительно, в магазине их довольно много: колонок, щетина, пони, белка, синтетика и другие. Кроме того, они бывают разных форм и размеров. Разобраться во всем этом многообразии очень непросто, а для начинающего художника — это вообще «темный лес». 

Введение

Не каждый маляр, кто взял кисть, но каждый маляр берет для работы кисть, однако, это почетное место стал все чаще занимать другой инструмент. Для покраски стен, потолков, да даже всего дома, сегодня использую малярный валик. Популярности он обязан своей простоте устройства, большому выбору моделей и универсальности в работе.

Сейчас нет мастера, у которого не было бы в инструментарии такого помощника. Возможностям его действительно нет пределов, потому что каждый год на прилавках магазинов появляются новые виды или дополнительные модификации, которые расширяют спектр возможностей или делают процесс удобнее.

Что такое синтетическая кисть, из чего она сделана?

Кисти из синтетики – это отличная замена натуральным кистям. Синтетические кисти изготавливаются из искусственных материалов: нейлона, таклон, полиэстер и имитируют натуральный ворс, например, пони, белки, колонка и других животных. Отличие синтетической кисти от натуральной Синтетические кисти стоят дешевле своих натуральных аналогов, однако, выбрав кисть качественного, зарекомендовавшего себя производителя, вы долго этого не ощутите. Особенно если подберете кисть, подходящую для работы именно с тем видом материала, который вы планируете использовать. Цвет синтетической кисти Прежде чем купить кисть из синтетики, необходимо кое-что о них узнать: особенность цвета синтетической кисти говорит о ее жесткости, а следовательно и предназначении.

  • Кисти с черным ворсом – имеют мягкий ворс и предназначены для акварели, темперы или гуаши. Использовать их с масляными и акриловыми красками не стоит. Те, кто имел с ними дело знают, что для этих видов красок нужен более жесткий ворс. — Кисти с коричневым / бежевым ворсом – как правило, имеют среднюю жесткость, их чаще выбирают для акриловых, масляных, гуашевых и темперных красок. Работать акварелью тоже можно, но за счет толщины ворса не столь удобно.
  • Кисть с белым ворсом – как правило, самый жесткий вариант. Часто имитирует щетину или козлиный ворс. Хороши для масла и акрила. Форма синтетической кисти — Плоская кисть из синтетики – как и остальные кисти, может быть с длинной и короткой ручкой, различной ширины и формы (обычные, скошенные, «кошачий язык» или овал и так далее)
  • Круглая кисть из синтетики – тоже имеет длинную и короткую ручки, различную толщину и цели использования (рисунок, каллиграфия и так далее)
  • Другие формы кистей – синтетические кисти изготавливают и специальных форм – веерные, линеры, флейц, различные «лепестки» и так далее.

Предназначение и виды профессиональных кистей

Кисти различаются сразу по нескольким критериям. В первую очередь разделение происходит по «зонам ответственности» — частям лица, на которых их рекомендуют использовать: для лица, глаз, бровей, губ.

Также все кисти в целом делятся на два типа – сделанные из искусственного ворса или натурального.

© nyxcosmetics

Последние лучше сочетаются с пудровыми сухими текстурами. Искусственные же необходимы для нанесения и растушевки кремовых и жидких текстур. Рассмотрим подробно каждую категорию.

Виды малярных кистей

Если поверхность окрашивается либо покрывается лаком, то малярная кисть становится незаменимым помощником. Обычно она имеет вид рукоятки из дерева, на поверхности которой закрепляется щетина. Размер щетины, назначение и форма – главные характеристики, которые позволяют разделить такие инструменты для покраски стен на несколько групп. Ниже подробно рассмотрим, какие виды кистей широко применяются на практике.

По предназначению

Такие малярные инструменты бывают разными по внешнему виду, размеру и форме. В зависимости от того, какую поверхность необходимо покрасить, выбирают соответствующий тип кисти:

  • Круглая. Удобный вариант для обработки стен и потолков. Чаще всего такая кисть используется для грунтования, побелки, размывания и окрашивания поверхностей. Может выпускаться с разным диаметром, потому каждый покупатель подберёт для себя подходящий вариант.
  • Узкая. Главное назначение – работа с трубами и труднодоступными местами. Отличный вариант, когда надо нанести декоративные узоры. Ширина рабочей части у инструмента находится в пределах 10-30 мм.
  • Радиаторная. Снабжается длинной и изогнутой рукояткой, потому ее удобно применять, если надо добраться до труднодоступных мест, к примеру, когда окрашиваются радиаторы отопления, трубы и поверхности за ними.
  • Флейцевая. Это плоская кисть с щетиной, закрепленной в металлическую оправу, имеет достаточно короткую ручку. В данном случае имеется достаточно гибкая рабочая часть, благодаря чему облегчаются движения ручным инструментом вниз и вверх. Неважно, какой состав используется, и какая поверхность подвергается обработке. Кисть позволяет равномерно распределить материал по поверхности.
  • Кисть-макловица. Отличный вариант для нанесения побелки, грунтовки и пропитывающих составов на значительных по площади поверхностях. Может применяться и для нанесения краски на водной основе, а вот для масляных красок рекомендуется выбирать другие модели.
Читайте также:  Как правильно выбирать сварочный аппарат

Совет! Лучше не искать кисти каждого вида отдельно, а приобретать сразу целый набор. Обычно в комплект к кистям идут удлинители и дополнительные приспособления для малярных работ.

По материалу щетины

Ещё одним определяющим фактором в малярном деле становится материал, из которого изготовлен ворс кисти:

  • Синтетика. По сравнению с натуральной щетиной более устойчива к износу, обладает лучшей способностью впитывать влагу, равномерно распределяет красящий состав по поверхности, что важно для любого маляра.
  • Натуральная щетина. В качестве таковой чаще используется конский волос либо свиная шерсть. Иногда встречаются комбинированные типы кистей. У каждого волоска в данном случае имеется расщеплённая структура. Именно поэтому пропитывание краской осуществляется так эффективно. Масляная краска, олифа и лаки лучше всего наносятся при помощи именно таких материалов.
  • Комбинированные варианты. Сочетают все преимущества предыдущих двух разновидностей, то есть щетина наполовину состоит из синтетического материала и натурального волоса.

Советы по использованию

Профессиональные инструменты для малярных работ требуют дополнительной подготовки, работа сразу после покупки не начинается. На поверхности могут остаться полосы, потому что кисти часто бывают слишком жёсткими. Пучок надо погрузить в теплую воду минимум на час, чтобы исправить эту проблему. Ворс станет мягче, и работать с ним будет приятнее.

Если планируется нанесение на поверхность масляной краски, кисть после размягчения в воде рекомендуется просушить. Профессионалы сначала хорошенько смачивают свои кисти в краске, и только потом приступают к обработке поверхностей. После подобных операций щетина полностью разглаживается и уже не оставляют полос.

Важно! Перед началом любых малярных работ обязательно нужно надевать защитные перчатки во избежание попадания краски и других составов на кожу рук.

Лучшие кисти для живописи маслом

Для этого вида живописи нужны кисти пожёстче, так как мягкие подойдут больше для акварели, акрила, гуаши. Таким образом, для масла лучшими будут кисти с ворсом из колонка, щетины и синтетики.

1. Колонок.

Пожалуй, это наилучшая универсальная кисть для любой живописи, особенно масляной. Стоят такие кисти немало, особенно большие по размеру, но их качество и долгие годы службы оправдывают все затраты.

Натуральный ворс, в меру послушная и упругая кисть, гладкий мазок — идеальный инструмент для тех, кто пишет тонко, слой за слоем. Существует мнение, что если вы собрались писать портрет – нет ничего лучше, чем колонок.

Срок службы этих кистей зависит не только от правильного ухода, а и от холста, на котором художник работает. Так как ворс здесь натуральный, он стирается и укорачивается в зависимости от фактурности холста. Если это картон, тогда кисть будет служить действительно годами, а вот с льняным холстом такое не пройдет. Поэтому колонок не рекомендуется использовать для подмалевка на слишком объемных по площади работах.

Совет: Начинающему художнику может пригодиться 3 небольшие кисточки из колонка (№1-2-3). Стоят они недорого, в отличие от больших кистей, и всегда пригодятся для тонкой и индивидуальной работы. Длина кистей значения не имеет.

2. Щетина.

Делается эта кисть из свиной щетины. Из свиной щетины также делаются и малярные кисти, но они менее приспособлены для рисования. Для художественной кисти, чтобы волос был мягким и удерживал форму, его специально обрабатывают (варят и отбеливают). Стоимость порадует каждого, это одна из самых дешевых кистей. Но не все производители могут изготовить кисть с качественный мазком.

Читайте также:  15 лучших садовых измельчителей – рейтинг моделей 2021

Ею можно рисовать пастозно и фактурно. Изнашивается равномерно, может переносить откровенное варварское обращение. Но это не значит, что она не требует ухода. Это тоже натуральный ворс, и он, как и колонок, стирается со временем о холст. Но форму держит бесподобно, поэтому идеально подойдет для учебных работ большого формата.

Обратите внимание, что речь идет именно о больших форматах. Почему? Многие художники не любят щетину из-за того, что использовали её при написании маленьких картин. Дело в том, что у щетины неровный, фактурный мазок. Поэтому для малых работ – это бесполезная кисть, которой иногда можно погубить работу. Им работают на холстах от 50 — 60 см, а еще лучше — на метровых. Вот тогда эти кисточки «запоют».

Небольшая цена позволяет покупать их чаще и больше. Так как отмывать одну кисть при смене цвета очень неудобно, можно купить несколько кистей и использовать каждую под свой цвет.

Совет: Щетинные кисти для масляной живописи, как и все другие, разнятся по качеству. У серии “Пейзаж” от производителя Гамма – хорошие кисти по сравнительно невысокой цене с не слишком жестким, длинным, пропаренным ворсом.

Для удобства профессиональные художники рекомендуют покупать длинные кисточки.

3. Синтетика.

Кисть из синтетического ворса незаменима при росписи ткани, дерева или стекла. Но применяется и в масляной живописи, так как дает плавный, гладкий мазок, а небольшие кисточки (№1-2-3-4) неплохо прорабатывают детали.

По цене синтетика гораздо дешевле колонка, но вот в негодность приходят быстрее. Уже через несколько интенсивных промывок, особенно в масляной живописи, ворс разлохмачивается и теряет форму. Также со временем теряют свою мягкость.

В живописи маслом мастера-художники используют 3 типа синтетических кисточек:

  • Тонкие круглые кисти для работы над деталями (около миллиметра);
  • Плоские плотные кисти для гладких широких прописей (1-1.5 см);
  • Мягкая веерная кисть для разглаживания бороздок.

Синтетика хороша и для детских рисунков гуашью. В гуаши она будет служить еще дольше, даже в руках у ребенка.

Остальные типы кистей

Что касается всех остальных кисточек (пони, белочки, козы и др.), они слишком мягкие, поэтому годятся больше для живописи акварелью, акрилом, гуашью, и пр. Хотя беличьими кисточками некоторые таланты расписывают жостовские подносы именно масляными красками.

Лучшие кисти для живописи маслом

Особенности плоских кисточек

Используя плоскую флейцевую кисть, можно качественно выполнять различные малярные работы. Эти кисточки имеют наиболее подходящую, небольшую длину щетины, ворсинки надежно фиксируются специальной металлической пластиной. Плоские кисти поглощают в себя достаточный объем краски, поэтому не нужно часто окунать кисточку в лакокрасочный материал, при этом на поверхности не появляются потеки. Плоской малярной кистью можно работать в любом направлении, при этом качество покрытия не пострадает, и лакокрасочный состав не будет разбрызгиваться вокруг маляра, чего нельзя сказать об использовании макловицы или радиаторной кисти.

У плоских кистей удобная рукоятка, благодаря чему они хорошо лежат в руке и позволяют за один раз обрабатывать большие объемы поверхностей. Работая флейцевой кисточкой, маляр не утомляется слишком быстро, кроме того, специалист может подобрать наиболее подходящие размеры, чтобы кисточкой было работать удобнее всего. Профессиональные специалисты в своем наборе всегда имеют несколько кистей для выполнения различных малярных работ. У опытных маляров есть маленькие и большие инструменты, с разными формами ручек, плоские, круглые и другие кисти.

Для различных задач можно приобретать дешевые изделия, например, от изготовителя «Вятка», а также более дорогостоящие кисточки от известных компаний производителей, например, Platinum, которые позволяют выполнять малярные работы высокой точности.

Если будет окрашиваться какая-либо необработанная поверхность, например не строганная древесина, бетонная, кирпичная поверхность, то щетина будет стираться достаточно быстро. Щетинки могут зацепляться за различные неровности, заусеницы на поверхности, и будут выдергиваться из кисточки. Когда большое количество щетины будет утеряно, щетинки из кисти начнут сыпаться еще быстрее, вследствие чего на окрашенной поверхности будут оставаться ворсинки, портя внешний вид.

Разновидности щетины

Разновидности щетины
Разновидности щетины

Щетина из натуральных волокон идеально подходит для малярных работ, хорошо удерживает состав, нанося его равномерным слоем. На ощупь она немного шероховатая, что и позволяет ей впитывать больше краски. Именно это отличает ее от искусственных (нейлоновых) волосков.

Разновидности щетины
Разновидности щетины

Щетина из синтетических материалов состоит из полимеров и имеет небольшую толщину. Разные виды современных полимеров позволяют достичь желаемой жесткости. Нейлоновая полиэфирная щетина прекрасно подойдет для водоемких красок, ее волоски не поглощают окрасочный материал, нейлон отталкивает влагу и сохраняет свою первоначальную структуру. Кроме того, нейлон лучше подходит для покраски бруса, не оставляя на нем ворсинок.

Разновидности щетины
Разновидности щетины

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Какие обои сделают спальню красивой и уютной

Разновидности щетины
Разновидности щетины

Смешанной щетиной приято считать ту, которая состоит из натуральных и синтетических волокон (обычно нейлон). Таким подходом улучшается упругость и износостойкость малярной кисти.

Разновидности щетины
Разновидности щетины

Читайте также:  Выбор хорошего утюга: важные моменты и шаги. Покупаем правильно!

Подбор валика по фактуре поверхности потолка

Покраска потолков с гладкой и фактурной поверхностью требует использования различного инструмента.

Гладкие потолки красят валиками с коротким или средней длины ворсом — расход ЛКМ на покраску таких оснований в разы меньше, чем фактурных, поэтому нет необходимости набирать шубкой много краски. Но короткий ворс не годится для составов на водной основе, зато отлично подойдёт для масляной краски или лака.

Для покраски потолков с декоративной фактурой потребуется валик с длинным ворсом (более 20 мм) – такие волокна при нажатии на ролик проникнут в углубления рельефа и окрасят основание полностью. Кроме того, длинный ворс позволяет набрать на шубку больше ЛКМ — с учётом большего расхода краски на такую фактуру поверхности.

В данной ситуации подойдут валики с полиакриловой или полиэстеровой шубкой. При этом следует учесть, что полиакриловые шубки имеют более толстые волокна, впитывающие больше краски, чем полиэстеровые, и потому создающие покрытия большей толщины.

Для окраски рельефных поверхностей производятся валики с подкладкой под шубку. Такая подкладка полностью покрывают ролик и способствует лучшему прилеганию ворса шубки к поверхности сложной фактуры, не впитывая при этом в себя краску, чтобы не утяжелять инструмент.

Какие бывают размеры малярных кистей?

  • Малярную кисть необходимо правильно подобрать по размеру, от этого зависит не только удобство работы, но и качество покрытой поверхности. При неподходящей щетке, после высыхания поверхности, могут остаться разводы, подтеки или ненужные выступы за необходимую границу. Для того чтобы получить качественно окрашенную поверхность, необходимо знать какой размер кисти подходить для выбранного материала. Щетки могут быть таких размеров: 25, 38, 50, 63, 75, 100 миллиметров.
  • Миллиметры обозначают ширину щетины или мазка, который остается после нанесения краски. Кисти с самым маленьким показателем используют для окрашивания труднодоступных мест. А широкий ворс применяется для покраски значительных площадей.
  • Также кисти отличаются ворсом, он может быть из волокна натурального типа и искусственного, ручка изготавливается из деревянного или пластмассового материала. Кисти видов макловица и радиаторные могут применяться для использования водоэмульсионных материалов.
  • Щетка со щетиной 25 миллиметров используется для окраски узких поверхностей, которые имеют ширину не более 10 сантиметров. То есть можно окрашивать тонкие штапики, прутья или другие тонкие изделия.
  • Кисти с ворсом шириной 38 миллиметров применяют для поверхностей круглого вида, которые имеют окружность до 32 миллиметров, такими изделиями могут служить плинтуса или карнизы, а также различные трубы.
  • Кисти с размером 50 миллиметров используются для стандартного окрашивания, а также таких изделий, как плинтус, рамы окон, перила или ступеньки.
  • Щетки с ворсом 63 и 75 миллиметров могут использоваться для широких изделий из дерева или металла, окрашивания стен, и других плоских поверхностей. Такие кисти можно применять для покраски различных хозяйственных сооружений, например, теплиц, ограждений, лавок и скамеек.
  • Кисточка с самой широкой щетиной 100 миллиметров может применяться для покраски дверного полотна, материала для кровли, пола и других плоских поверхностей.
  • Перед тем как начать работу, необходимо правильно определиться с выбором инструмента, при этом необходимо учесть тип обрабатываемой поверхности, и вид используемой краски. Например, щетка с синтетической щетиной подходит для составов на водной основе, так как их ворс имеет способность отталкивать влагу. Кисти круглого вида подходят для покраски незначительных участков, а плоские – для ровной поверхности. При правильно подобранном инструменте, окрасочный материал будет равномерно ложиться и распределяться по всей поверхности, не оставляя пузырей и подтеков, и не выступая за необходимые границы.